Версия для печати

Угольные котельные на трансатлантическом судне "Титаник"

05 Апреля 2018 г.

10 апреля 1912 года на южном побережье Великобритании из Саутгемптона в свой единственный рейс вышел знаменитый трансатлантический пароход "Титаник". На момент ввода в эксплуатацию "Титаник" был самым большим судном в мире.

Высота парохода от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,5 метров, ширина - 28,19 метров, а длина - 269,1 метр. Глубина погружения судна в воду - 10,54 метра. Водоизмещение - 52 310 тонн.

Пассажировместимость "Титаника" - 2439 человек, которые размещались в каютах первого, второго и третьего классов. Всего было обустроено 762 каюты, предусмотрен ряд общественных комнат, обеденные и курительные салоны, открытые и закрытые променады.

Угольные котельные и паровые котлы

Система отопления и горячего водоснабжения для внутренних помещений "Титаника" строилась на работе шести угольных котельных, для которых в бункеры на момент отправления было загружено около 5892 тонн твердого топлива. Котельные обслуживались посменно вручную - в одну смену в котельной находилось 53 кочегара, 5 старших кочегаров и 24 триммера, чья работа заключалась в извлечении угля из бункера и перевозке его к топкам на специальных тачках. Далее кочегары вручную подавали уголь в 159 топок. Такая схема работы ранее применялась и в стационарных котельных, однако современные угольные котельные чаще оснащаются системой автоматизированной подачи угля.

Котельные "Титаника" отвечали за снабжение горячей водой и теплом, а также за работу турбины, паровой машины, генераторов и вспомогательных механизмов "Титаника". Выработка пара, необходимого для работы, обеспечивалась 29 жаротрубными котлами. В котельной №1 было установлено 5 трехтопочных односторонних котлов, пар от которых использовался для поддержания работы электрогенераторов и некоторых механизмов, задействованных во время стоянки в порту. В остальных пяти котельных стояли двухсторонние шеститопочные котлы типа Scotch, снабжающие паром главные, вспомогательные и аварийные паровые магистрали. Котлы типа Scotch относятся к цилиндрическим паровым котлам, которые применялись в то время на коммерческих судах за счет ряда преимуществ: малая чувствительность к качеству воды, большие промежутки между чистками, равномерное образование пара при редком закидывании угля в топки. Недостатками же была малая форсировка котла и слабая гибкость в смене режима работы.

Диаметр котлов равнялся 4,79 метра, длина - 6,08 метра у шеститопочных, 3,57 метра у трехтопочных.

Слежение за режимом выработки пара и интенсивностью подачи угля осуществлялось вахтенным механиком, который стоял на контрольном мостике машинного отделения. На запуск в рабочий режим одного котла могло уходить 8-12 часов из-за большого объема воды. При работе всех двусторонних котлов на полную мощность потребление угля равнялось в среднем 35 тоннам в час, то есть около 840 тонн угля в день.

Модель топок одного из паровых котлов 29 паровых котлов, полностью собранных и готовых к установке на судне

Инцидент в котельной №5

9 апреля, за день до отправления "Титаника" в рейс, комиссией Министерства торговли Великобритании была проведена заключительная инспекция. Однако, перед комиссией скрыли факт самовозгорания угля в бункере котельной №5. Возгорание произошло 2 апреля и локализовать пламя не удалось. В момент отчаливания от порта Саутгемптона уголь продолжал тлеть, поэтому капитан приказал перенести часть топлива на левый борт, что привело к небольшому крену пассажирского судна. После переноса бункер с тлеющим углем был задраен, однако окончательно пламя погасло только 13 апреля.

Дополнительный обогрев помещений каминами

Как вспоминали пассажиры, система парового отопления "Титаника" не обеспечивала достаточно тепла. Сильное похолодание приводило к промерзанию кают, из-за чего люди в каютах третьего класса кутались в теплую одежду, а пассажиры первого класса - пользовались дополнительными обогревателями.

562 электрообогревателя, также как 10 000 осветительных ламп, 153 электродвигателя и холодильная установка, были подключены к распределительной сети. Постоянный ток для сети обеспечивался электрогенераторами, к которым подводились вспомогательные паровые магистрали. Пар в магистрали передавался котельными №1, №2 и №4.

Электрообогреватели внешне представляли собой камины и были установлены в каютах первого класса, являясь дополнительным способом прогрева помещения при недостаточном количестве тепла от парового отопления.

В некоторых гостиных, салонах для чтения и ряда подобных комнат были установлены камины, в которые требовалось закидывать уголь. Размеры камина были около 2,5 метров в ширину и 1,45 метра в высоту. Установка каминов на судне была редкостью для пароходов того времени, а на данный момент является нарушением пожарной безопасности.

Фотографии представлены в ознакомительных целях и взяты с сайтов Wikipedia и titanicanatomy.wordpress.com.