Версия для печати

Паровая котельная из музейного локомотива

13 Декабря 2017 г.

Ежедневно сотни тысяч поездов курсируют по полотнам железной дороги, перевозя миллионы пассажиров из одного города в другой с высокой скоростью. В настоящее время рекорд скорости движения поезда на рельсах составляет 574,8 км/ч, хотя в 1905 году пределом возможностей считался показатель 202 км/ч, достигнутый английским паровозом серии A4 № 4468.

История паровозов

История железнодорожного транспорта обязана своим появлением паровозам - автономным локомотивам, использующим паровые машины в качестве двигателя. Выполняя основной объем перевозок до первой половины XX века, паровозы были вынуждены уступить место тепловозам и электровозам. В России спад использования паровозной тяги в железнодорожном сообщении стал особенно заметным в 1970 году и уже в 1990 году локомотивы работали, по большей части, на промышленных предприятиях.

После списания паровозы устанавливались в качестве памятников, передавались за рубеж и становились музейными экспонатами. Действующие локомотивы на данный момент закреплены в нескольких депо, где поддерживаются в рабочем состоянии.

Как паровоз отапливает здание?

Паровой котел внутри паровоза

Помимо основной функции по перевозу пассажиров и грузов, паровозы в локомотивных депо нередко использовались как котельные. Отопление помещений было возможным за счет конструкции самого железнодорожного транспорта - основными частями являются паровая машина, экипажная часть и паровой котел.

Паровой котел - это сердце паровоза, которое обеспечивает получение необходимого количества пара. Пар является основной рабочей средой для устройств и механизмов, обеспечивая достаточное количество энергии для движения поршней двигателя.

Однако, выработка пара может использоваться также и для обеспечения теплом и горячей водой помещений и цехов - так работают паровые котельные, которые в настоящее время используются на предприятиях, технологические процессы которых предусматривают получение пара и большого количества тепловой энергии. Например, на предприятиях агрокомплекса, металлообработки, фармацевтической отрасли, пищевой промышленности и т.д.

Принцип работы котельной основывается на использовании паровых котлов, которые заполняются водой до половины с помощью подводящих трубопроводов. Вода подогревается горелочными устройствами и переходит в парообразное состояние, Паровой котел в котельнойпосле чего полученный пар отводится по трубопроводам, поступая к Потребителю.

Таким образом, если пар для работы паровоза отводить в систему теплоснабжения и не преобразовывать его энергию в возвратно-поступательное движение, то получаемого тепла хватит для обогрева нескольких зданий.

В качестве топлива для парового котла применяется дизель, сжиженный газ, мазут или различные типы твердого топлива. Топливо для паровоза подается по трубопроводу (например, мазут) или хранится в тендере - специальном отсеке (например, уголь).

Подача твердого топлива осуществляется вручную силами обслуживающих специалистов, которые работают посменно.

Когда паровозы становятся котельной?

Паровоз не может быть полноценной заменой паровым котельным, но может служить альтернативным источником отопления в случаях ремонта основной котельной или при аварийных ситуациях.

Паровоз серии Эр-766-11 на железной дороге

В 2009 году паровоз серии Эр-766-41, закрепленный за депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, прибыл в Тверь своим ходом. Паровоз 1949 года выпуска должен был быть резервом - в то время осуществлялся плановый ремонт основной котельной станции. Но при проведении работ было принято решение о проведении капитального ремонта, и паровоз стал единственным источником теплоснабжения для улицы Железнодорожников. В режиме подогрева Эр-766-41 производил до 5 тонн пара в час, обеспечивая температуру пара 290°С. Количество пара было достаточным для отопления и горячего водоснабжения производственных помещений локомотивного депо, 14 жилых домов и одной школы. Затем грузовой паровоз вернулся в Санкт-Петербург, передав смену паровозу СО18-2018.

В январе 2016 года паровоз ЛВ-0522, закрепленный за депо «Подмосковная», тоже заменял котельную во время ремонта. Паровоз серии ЛВ-0522, который может заменять котельную Для работы парового котла требовалась 1 тонна угля в час, что обеспечивало достаточное количество пара для отопления ремонтного цеха и 2 административных зданий города Курска. В Москву паровоз вернулся через месяц - в феврале.

Тем не менее, использование паровоза в качестве временного решения для теплоснабжения домов и производственных помещений является редким случаем - как правило, в качестве резервного источника тепла используются транспортабельные или малогабаритные котельные установки.

Фотографии взяты с хранилища медиафайлов Wikimedia Commons